Любой программный продукт представляет собой набор данных и функций, которые как-то используют, обрабатывают эти данные. Этот принцип, как вы знаете, лежит в основе ООП. Там класс инкапсулирует данные и методы, которые служат для управления ими. Сходный принцип используется и в модели программирования СОМ. СОМ-объектом (или OLE-объектом) называется такой программный продукт, который обеспечивает доступ к данным с помощью одного или нескольких наборов функций, которые называются интерфейсами.
В отличие от ООП, которое рассматривает интеграцию классов на уровне исходных модулей — текстов программ, СОМ рассматривает интеграцию компонентов на двоичном уровне, то есть на уровне исполняемых модулей. Цель — многократное использование удачно разработанных компонентов именно на этом уровне. Двоичный уровень дает независимость от аппаратной архитектуры и языков программирования (взамен порождая массу других проблем). Двоичный стандарт взаимодействия позволяет СОМ-объектам, разработанным разными поставщиками и на разных языках, эффективно взаимодействовать друг с другом. С практической точки зрения СОМ — это набор системных библиотек (DLL-файлов), которые дают возможность разным приложениям, выполненных с учетом требований СОМ, взаимодействовать друг с другом. Исторически сложилось так, что СОМ состоит из нескольких различных технологий, которые пользуются услугами друг друга для формирования объектно-ориентированной системы. Каждая технология реализует определенный набор функций.
Преимуществами двоичных компонентов являются: взаимозаменяемость, возможность многократного использования, возможность параллельной разработки с последующей сборкой в одном проекте. Недостатки СОМ настолько очевидны, что я не буду их перечислять. Вы почувствуете их в тот момент, когда начнете самостоятельно разрабатывать свой первый СОМ-объект. Приведем далеко не полный список литературы, который поможет более детально разобраться в технологии СОМ.